MENU

17:24
«Надо уметь беречь время»

Интервью с Георгием Васильевичем Марчуком, писателем, сценаристом, драматургом. Георгий Васильевич – Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1996), член Союза писателей СССР, номинант на Нобелевскую премию по литературе (2010 год).

Встреча с Георгием Васильевичем проходила в Доме литераторов и была похожа на лекцию или семинар в университете: о литературе, о жизни, о людях. Было приятно видеть, что писатель, которому 72 года, знает о соцсетях и других актуальных для молодёжи вещах. И что за время такого долгого творческого пути Георгий Васильевич не «перегорел», а искренне переживает за белорусскую литературу и за внутреннюю культуру людей.

— С чего Вы посоветуете начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?

Надо начинать с воспитания в своей душе любви ко всему живому, сострадания, быть очень внимательным к жизни, окружающему миру. Понять, что ты пришёл с какой-то миссией. И эту свою миссию человека ты должен исполнить.

Я бы посоветовал быть любознательным, самосовершенствоваться, воспитывать в себе человека, отбрасывая животное начало, создавать самого себя посредством интереса к истории Родины, к этносу Родины, к литературе, к науке, к живописи, культуре. Человек должен быть многомерным, объёмным, его должно всё интересовать. Хотя бы за этот короткий период времени – молодость – нужно стараться как можно больше накапливать. Не только сидеть лайки ставить и переписываться вконтакте или ещё где-то. Я не против этого, но надо уметь беречь время – оно быстротечно.

— Может, вы знаете какой-то секрет успеха?

Не надо отчаиваться. Написал что-то – отказали тебе один раз. Ну и что. Значит, садись, если тебе тема интересна, продолжай творить и писать. Принеси в редакцию. Не прошёл один, второй – пройдёт третий рассказ. Не всё сразу удаётся.  Признаюсь, с 18 лет, когда начал пробовать себя в литературе, до 25, когда сел писать роман, я отправлял в Советском Союзе во все московские, ленинградские, минские, киевские, рижские, вильнюсские газеты, журналы  рассказы и пьесы одноактные, пародии, сказку. И что вы думаете — я сразу был напечатан там? Нет. Этих отказов у меня собралось 185. Хороших, доброжелательных:  «Вам надо ещё подучиться», «продолжайте», «есть зачатки драматурга», «здесь хорошая сцена».  Просто не надо сдаваться, когда тебя покритикуют. Хорошая критика даже полезна, если она доброжелательная, а не такая язвительная, как сейчас принято в интернете бросать с фейков.

— В чём разница между деятельностью писателя сейчас и во времена БССР? Стало ли сложнее слышать свои мысли в век информации, когда со всех сторон сыплются новости и сообщения?

Стало. И наши произведения очень редко доходят теперь до широкого читателя. Первая проблема – потеря интереса в мире к чтению и, в частности, к белорусской литературе. Слабая популяризация и в интернете, и в прессе произведений наших писателей. Сейчас белорусская литература находится на очень высоком уровне, особенно детская – одна из лучших в мире, очень много переводится на другие языки. Но о том, что ты издал в Минске, в Витебске  не будут знать. Огромной славы у кого-то одного сейчас нет. Среди своих – да, в кругу писателей, библиотекарей…

Тогда говорили, что цензоры мешали. Я, например, не испытывал никогда (начинал в 70-х годах) давления цензоров. Сейчас больше свободы, которая стала тотальной, превратилась в разнузданность. Сейчас самый большой цензор – совесть. Разницы большой в ремесле нет. Ты всё равно отображаешь действительность, а уже как ты её отображаешь… Весь вопрос – останется ли это в литературе. Навалено много, но время всё поправит. Всё отсеивает время.

— Какой у Вас любимый белорусский автор?

Ну, это самый простой вопрос. Дело в том, что у писателя, кроме себя, не может быть любимых авторов (смеётся – прим.автора).

А вот повлияла, в хорошем смысле слова, на моё творчество вся мировая классическая литература.  Каждый мастер влияет на писателя своим талантом. «Учитесь у всех — не подражайте никому», — говорил Горький.

Каждый автор, если он по-своему талантливый, помогает другому, провоцирует другого писать. Вот я прочитал «Люди на болоте» — ух, загорелся! У нас же тоже такое, у нас же тоже Полесье, только западное. Дай-ка я изучу всё. И так появился роман «Крик на хуторе». А потом уже время прошло, я пережил много, как-то интуитивно вернулся к этой теме и написал полубиографический роман «Цветы провинции». О своей юности, как я в мир входил, как входил в люди.

— Часто ли Вы бываете на своей малой Родине, и какие чувства у Вас связаны с ней?

Чувство светлой печали о том, что все ушли, кто рядом с тобой был. Приезжаешь – и всё дышит этой светлой печалью. Это трагедия каждого писателя, каждого человека  – время безжалостно. Поэтому я бываю редко, в силу разных обстоятельств, но без слёз никогда не обходится. Даже если я сяду на велосипед, буду ехать просто по улицам, не встречая никого – всё равно наворачивается слеза, не знаю, почему.

— Были ли в ваших сказках и афоризмах, которые номинировались на Нобелевскую премию, написанные в советский период? И чем они отличаются от более поздних?

Сказки – самый сложный жанр. Наши дети воспитаны на принцах и принцессах Ганса Андерсена, Шарля Перро и прочих западноевропейских писателей. Поэтому  я решил создать сказки, в которых нет кровопролития и убийства. Я решил сделать их гуманистического, смешного и ироничного плана, вставляя современные реалии.  В более поздних как раз появляются и мобильные телефоны, и автоматы, и самолёты, если надо. Но персонажи свои, славянские, мифологические, то, что нас окружает: волк, лиса, медведь, собака. Я в социализме мало писал сказок, но они меня тоже подтолкнули к основной идее: попытаться создать сказки, где побеждают ум, трудолюбие, добро. Самая классическая сказка – «Доброе сердце». Я испытывал большое удовольствие от того, что нашёл подход к этому жанру. Я создал 60 оригинальных сказок белорусским детям — это большой труд, который занял 35 лет.

— Спасибо Вам за этот труд! С Вашего позволения, вернёмся к произведениям для взрослых. Как тема войны раскрывается в наше время? Не теряет ли она актуальность?

Человечество воюет постоянно. Даже в наше время идёт 36 войн. Тема о войне и мире основополагающая. Ещё от Гомера эта тема пошла и идёт через произведения каждого писателя, её невозможно не затронуть.

После войны все писали о ней, потом о деревне, потом пошла тема человека и смысла жизни. Но всё равно это касается войны. Сейчас о ней пишут больше поэты, публицисты. Приходит время недосказанного во время войны, возвращаются факты, чтобы ничто не было забыто. Сейчас эта тема точечная: то, что очень интересно и то, что не рассказано было. Документально-аналитическое сейчас выходит на первый план.  Например, участие белорусов на Зееловских высотах под Берлином или калининградская операция. Как это было глазами белоруса? Так что эта тема сейчас не на первом месте, но она не будет угасать.

— Есть ли, на Ваш взгляд, многообещающие авторы среди белорусской молодёжи?

Любой автор, который впервые увидел своё печатное произведение в прессе или литературном журнале, автоматически становится многообещающим. Значит, он уже признан: профессионалы, которые сидят в редакции порадовались, а, может, и позавидовали…  Следующий этап от него, от читателей, близкого круга зависит — как двигаться ему дальше. Разрабатывать свою тему, развиваться.

У нас в белорусскую литературу каждый год приходят молодые писатели. Приблизительно мы принимаем в течение года в союз писателей до 10 молодых литераторов, которые издали свои первые книги или активно печатались в периодике. Поэтов много, прозаиков меньше и очень мало публицистов, драматургов. Средний возраст приёма – от 20 до 30-35, когда человек издал несколько книг. Некоторые ярко дебютировали, как Маргарита Латышкевич – она поэтесса, прозаик, Андрей Сидорейко  твёрдый прозаик, Станислава Уманец – прозаик, работает в издательстве «Мастацкая лiтаратура».

Хотелось бы подытожить интервью словами Георгия Васильевича о творчестве, авторах и человеке:

«Каждый писатель писателю товарищ, друг. Писатель приходит со своим миром, и если его мир поднимается к космосу, то он остаётся в литературе, потому что трогает вечные темы через, казалось бы, незначительную судьбу одного человека».

Автор: Бертош Юлия

 

 

 

 

Просмотров: 99 | Добавил: Eos | Теги: георгий марчук, писатель, нобелевский номинант, цветы провинции, Марчук, драматург | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar