MENU

"Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека".

В мире существует множество субкультур и, на каждую из них найдётся множество стереотипов. Недавно мне выпала возможность побеседовать с Иваном Полещуком, относящимся к субкультуре панков. Данный разговор кардинально изменил мое мнение о панках и ещё раз показал, насколько сложно не поддаваться общепринятым стереотипам и насколько они могут противоречить реальности. Надеюсь, после прочтения этого интервью вы и сами увидите всю многогранность той реальности, о которой и пойдёт речь.

— Как ты стал панком?
— Через музыку.

— Серьезно?)
 — Да, изначально так, а только потом уже начал в субкультуре разбираться .

— Тогда, к слову, какую музыку ты слушаешь, можешь назвать конкретных исполнителей или пару групп?
—Конкретно? Да все. У меня нет такого, что я панк и слушаю только панк —это бред. В этом плане все без ограничений: и металл, и рок, и джаз. Из любимых групп: Anacondaz, Noize MC. А, если по панковским, то Sex pistols, Black flag, Dead Kennedys, из русских
— «Ничего хорошего», «Болт 69», «Ноги Винни-Пуха», Purgen.

—Кроме музыки, что значит быть панком именно для тебя?
— Это как стиль жизни, её образ, внутреннее состояние, образ мышления.

— О панках ходит множество стереотипов. Знаешь ли ты некоторые из них?
— Огромное количество.
— Ну, перечисляй)
— Ой, долго, а, какие у тебя есть ?
—Например то, что панки грубые .
—Ага...
—Грязные и плюют на все.
—Ну типа «пофигисты» .

—Да, вроде того.
— Ну знаешь, в каждой шутке доля шутки. Кто-то — да, кто-то — нет. Например, я из Straight edge, сокращённо sXe. А Straight edge — это направление панк-движения против наркотиков, алкоголя, сигарет. Они не пьют, не курят и не употребляют, вообще. Особенно у нас, в Беларуси, людей из Straight edge много.
Получается первый стереотип, о том, что все пьют алкоголь, уже разрушен)


— Сталкивался ли ты с людьми, которые представляют данные стереотипы в реальной жизни?
—Ну как раз таки, самый основной. Когда люди узнают, что я Straight edge и все такие: "А что это такое?" Я говорю: "Это панки, которые не пьют и не курят». И люди удивлённо переспрашивают: "Панки, не пьют, не курят, как так (и т.д и т.п)? " Начинается... Просто это очень многогранная субкультура, и даже среди "своих" может возникнуть недопонимание. Но большинство стереотипов создают люди со стороны, а не внутри самой субкультуры.

— «Расцвет» субкультуры панков пришёлся на 90-е годы. Не чувствуешь ли ты сейчас недостатка единомышленников из-за этого?
— Чувствую, мало. Потому что никто думать не хочет, потому что ещё один из признаков «тру* не тру», является то, хочет ли вообще человек вникать в субкультуру, разбираться в ней. А так получилось, что, по сути, это субкультура без правил, но правил в ней больше, чем в любой другой. Я долго в этом разбирался, благо мне помогли, но это заняло полгода-год. А человек без окружения, которое может ему подсказать, довольно долго будет ходить в «г$внарях»**. Поэтому нельзя сказать, что «г$внарь» — это «законченный» человек, все в свое время ими были, пока не разобрались.

— И ты все равно не считаешь, что субкультуры уже в прошлом?
—Нет, так они всегда будут разные. Раньше были такие, сейчас появятся другие, это вечная тема. Она никуда не денется, так как одна субкультура будет сменять другую.

— Как ты относишься к более современным субкультурам?
—Абсолютно спокойно, пусть занимаются, чем хотят. Есть такая хорошая фраза: "Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека".

— Как твоя семья восприняла то, что ты стал панком?
— Спокойно. Ну, мне родители такие :"А, ну ладно"
.  Я им говорю, что я волосы покрашу. —"А, ну ладно". Ещё говорю, что татуировку сделаю. —"А, ну ладно". То есть,  абсолютно спокойно.

—А что нужно делать, чтобы другие панки считали тебя "своим"?
— Ой блин. Вот это тот вопрос, на который прям никто из панков ответить не может. Потому что постоянно: "Ты г$внарь".—"Ты не г$внарь, ты— тру".—"А ты не тру".
Нет, есть конечно какие-то основные критерии, по которым всё рассматривается. Но в очень разных обстоятельствах, например, если ты в Москве считаешься тру, то в этот же момент в Минске, тебя могут посчитать г$внарем. У каждого своё.
Но вообще такие вопросы относительно редки

— Хорошо, как стать не "своим"среди панков, а просто влиться в их ряды?
— О, на самом деле, многие спрашивают. Мол, есть какой-то обряд посвящения, что для этого нужно сделать? Ну уж извините, если это идеология, если это субкультура, то как стать, например, коммунистом? Тоже нужно обряд проходить или какие-то определённые действия совершать? Это подделать невозможно, ты либо являешься, либо не являешься. Либо ты внутри себя так ощущаешь и ведёшь себя так, либо нет. Можно притворяться, этих мы и называем позерами. 


—Были ли у тебя какие-нибудь проблемы из-за твоего внешнего вида?

—Вот у нас, кстати, в Минске, очень толерантная публика. Когда я с фестиваля возвращался, прошлым летом, в Питере. Там пройти от метро буквально метров пятьдесят. У меня был ирокез поставлен, я в майке рваной концертной шёл, и за это время со мной успели три раза сфоткаться и три кавказца  — докопаться. И постоянно в метро все оборачивались. Вроде бы, Питер — культурная столица, по идее развита, но… А приезжаю в Минск —всем вообще по барабану. Никто даже глазом не повёл.

— Может это от того, что у нас, в Минске много людей, которые одеваются так?
—Не то, что бы много. У нас именно люди толерантно к этому относятся.

—Что ты думаешь о тех, кто судит о людях только по внешности?
—На самом деле, по внешности судят все сначала. Но только по ней судить неправильно. Однако первое впечатление, в любом случае, будет по ней, что очевидно. Плюс, знаешь— это как отсеивание дебилов. Оденешься так и, если начинается: ой все, он идиот, зачем с ним общаться, он так одевается. Уже становится понятно, что с этим человеком иметь диалог и не нужно. А если человек докопался, но начнёт слушать твою позицию, то с ним уже можно в дальнейшем иметь диалог.

—Ты сам был на месте тех, кто судит, только по внешности?
—Только по внешности— нет. Я не сужу. Но, как я уже говорил, первое впечатление всегда строится по ней. А потом, в процессе общения с человеком, становится понятно, что за он.

—Частью философии панков считается плевать на всё, но их субкультура многое дала мировой культуре. Что ты думаешь насчёт этого противоречия?
— Это смотря в каком плане плевать на все, да? Есть вещи, на которые ты не наплюешь по определению. Вообще основа панка — это протест. А протест против чего-то должен быть, и ты должен понимать, против чего ты протестуешь и почему ты протестуешь, именно против этого. Есть очень много разновидностей панков. Анархо-панк делится на: анархо-капитализм, анархо-коммунизм, анархо-феминизм и так далее, далее, далее. Разветвлений очень много. Раньше панки первой волны были против общества, против того образа жизни. Поэтому оттуда эта маргинальность. Панкам нужно было шокировать людей: показать, что они не будут с обществом на одном уровне. И как раз все основные стереотипы о панках пошли с первой волны, от 70-тых до 90-тых. 

— В то время они действительно вели себя очень вызывающе...
—Да, да, да. Это было протест обществу, они ненавидели именно его. Сейчас это уже подуспокоилось, потому что пропала причина. Тогда был довольно сильный догматизм .А сейчас как раз таки благодаря расцвету субкультур, люди в них выросли и они уже воспитывают своих детей по-другому. И этот подростковый бунт снизился, потому что теперь нет таких ограничений. Из-за этого вышли панки второй волны, они уже более социальные. Есть те, которые против жестокого обращения с животными, есть, которые против полицейской жестокости (All cops are bastards), те, кто за защиту окружающей среды, антифашисты. Также проводятся различные акции по типу "еда вместо бомб" — это когда наши кормят бездомных. И если во все это углубляться, выйдет очень долгий рассказ.

— Что бы ты хотел сказать нашим читателям напоследок?
Или людям, которые не могут самовыразиться из-за страха перед обществом?

— Свобода мысли, как по мне, это привилегия сильного человека, потому что следовать за толпой легче всего, но толпа слепа, а жить своим умом, конечно, сложнее. Но зато ты всегда можешь быть уверенным, что ты это ты и что твои убеждения — действительно твои.

Интервьюер: Дарья Книга

* человек, полностью соответствующий "правилам" субкультуры.
** человек, у которого нет глубокого понимания субкультуры и её идеологии.

Категория: Мои статьи | Добавил: Eos (06.06.2022)
Просмотров: 192 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar